ДАЖЕ В СПЕКТАКЛЕ ПРО ЗАЙКУ ДОЛЖНА БЫТЬ АКТУАЛЬНАЯ ТЕМА

01
Апрель

21 марта отмечается Международный день кукольника. Это молодой праздник: в следующем году он отметит лишь 20-летие. Но, несмотря на возраст, День этот очень важен. Ведь он объединяет всех, кто создает волшебный мир театра кукол: актеров, режиссеров, художников, драматургов, мастеров и многих-многих других служителей древнего искусства. О театре кукол, его месте в современном мире и о профессиональном празднике — наш разговор с главным режиссером Екатеринбургского театра кукол, Заслуженным артистом России Евгением СИВКО.

— В 1990-е коллеги из Румынии предложили идею Дня театра кукол. И потом долго решали — когда же его отмечать. В 2002 году в Голландии был саммит UNIMA, он принял решение, что 21 марта. Мы как раз были там, играли спектакли. Так что праздник зарождался у нас на глазах. У каждой страны он по-своему называется. У нас в России, мы называем День кукольника. Но официальное название — Международный день театра кукол.
— А 27 марта мы отмечаем Всемирный день театра. В чем, на ваш взгляд, главное отличие кукольного театра от драматического? Не только же куклы…
— У всех азбука одна, один фундамент — и у драматических актеров, и у кукольников. Первые два года обучения совпадают полностью. Но есть нюансы. Если артисты драмы упор делают на текст, то кукольники больше работают с предметом. Потому что театр кукол это, скорее, визуальное искусство. Главное внимание уделяется «оживлению» предмета и куклы. Причем для кукольника любой предмет, любая материя — это кукла. Тюбик из-под зубной пасты, швабра — все может ею быть. У нас текст, все-таки, не такое имеет значение, как в драме. Сколько проживает кукла с текстом? Да не больше 20-40 секунд. Как с этим бороться? Да никак (смеется). Просто надо образы какие-то, движение создавать, чтобы без слов было понятно, чем живет эта материя, эта кукла. Наверное, вот в этом главное отличие.
— Театр кукол — древнее искусство. Каково, на ваш взгляд, его место в XXI веке?
— Он развивается. Но при этом существует, например, Театр Образцова и у него есть свой зритель. Есть японский театр «Отомэ Бунраку», они у нас были на гастролях, были на фестивале «Петрушка Великий». У них спектаклям по двести лет, и они ничуть не меняются. Для нас сделали исключение — адаптацию для российского зрителя. Спектакль шел не четыре часа, а полтора или два. Но у себя в Японии они показывают его так, как было двести лет назад. На сцене ничего не изменилось, только в зале, вместо самураев, сидели наши современные зрители. Здорово было окунуться в историю. На фестивале было интересно посмотреть и современный театр — синтетический, такой навороченный, и очень-очень традиционный.
— Насколько искусство театра кукол консервативно? Насколько восприимчиво ко времени?
— У большинства такое кондовое, стереотипное мышление, что театр кукол — это ширма и фигурки какие-то. На самом деле театр кукол очень сильно, особенно в этом веке, просто колоссально изменился. Так же, наверное, как и драматический. Они стремятся к точке соприкосновения. В том числе и балет, и опера. И в этой точке будет новый, синтетический театр. С 2000-х начались эксперименты. И в России, и на Западе. Это не секрет — у нас работают и драматические актеры, а в драме работают кукольники. Когда смешиваются жанры, получается что-то третье, четвертое. Есть масса примеров. Например, Дуда Пайва из Нидерландов — актер, который сначала был танцором. Сейчас он делает кукольные спектакли. Смешивает балет с куклами. У него есть и драматические спектакли, но тоже с куклами. Вот к этому, какому-то новому театру все идет. Я — за то, чтобы был синтез жанров в театре как таковом. Не важно, как он называется. В синтезе рождается что-то новое. Вот у нас вышла опера марионеток («Собака камень», режиссер и художник Виктор Плотников). В этом, как мне кажется, и есть будущее театра кукол.
— Какие темы сейчас актуальны для театра в целом и длятеатра кукол в частности?
— Я думаю, что эти темы совпадают. Буквально второй-третий год идет перелом в поисках новых старых тем. Потому что они цикличны. Темы поднимались разные — война, мир, что есть человек. Какие-то очень важные общечеловеческие темы. Из них выделяются несколько, которые волнуют людей в данный момент. А вот сейчас как раз период перелома, когда от этих тем будут уходить в какие-то другие. Мы пока их ищем, ищем эту больную проблематику. Потому что в спектакле, даже в детском про зайку, должна быть тема, именно сейчас актуальная. Те темы, к которым мы обращались пять-семь лет назад, сегодня не будут востребованными.
— Что пожелаете поклонникам театра кукол в связи с праздником?
— Новых открытий в театре кукол, потому что он не стоит на месте. Ведь как часто бывает: вырос ребенок — и все, в театр кукол мы не ходим. Но есть взрослые спектакли. Идите дальше. Репертуар-то разный. И вырос не только ребенок, театр тоже развивается. Вместе с нами открывайте этот мир. Потому что, открывая новое, ты сам развиваешься, растешь.

К списку публикаций