КОМУ ОТКРОЕТСЯ ХАРМС

05
Август

Театр кукол готовится к возвращению к своим зрителям и уже создал новый спектакль. «Хармс» – это рассказ о жизни и творчестве русского писателя. Впрочем, рассказ такой же нелинейный, как и его главный герой.

Осмысление произведений этого известного абсурдиста, его влияния на культуру началось не так давно. Теперь он может спокойно «выйти» на сцену и сам рассказывать свои истории людям. Режиссёр из Санкт-Петербурга Екатерина Ложкина-Белевич обратилась к творчеству писателя и попыталась разобраться, кем был Хармс и что он нам оставил. К слову, у актрисы и режиссёра Большого театра кукол это двадцатый спектакль, но если до этого были исключительно детские, то это первая попытка обратиться к более серьёзным проблемам (хотя ещё большой вопрос, чьи проблемы серьёзнее – взрослые или детские).

Кто он – главный герой спектакля? Зовут его всегда по-разному. По паспорту он Даниил Ювачёв, а в жизни это и Даниил Дандан, и Карл Иванович Шустерлинг, и Чармс. Сам он больше всего любил, когда его называли «Хармс». А ещё его называли поэтом и сумасшедшим. Да, и гением, конечно, и странным человеком, который ненавидел детей. При этом не менее странно, что Хармс, не любивший детей, однако, чаще всего писал произведения именно для них. Именно подросткам он приоткрыл двери в свой удивительный мир фантазий. Там, среди абсурдных, но таких интересных историй, и спряталась тайна его мира, до которой нужно дойти. Возможно, поэтому те, кто до неё добрался, так любят писателя.

Мир Хармса существует в привычных вроде бы декорациях (художник – Марина Завьялова) – на сцене квартира писателя, его двор, улицы Ленинграда – обычные и, в то же время, таинственные. И каждый, кто здесь живёт, – неотъемлемая часть этого мира. Здесь шумно, и, кажется, никто не знает покоя. По улицам бегают дети, прогуливаются старики, дворник не расстаётся с метлой. Знакомые детали, из которых у Хармса почему-то складывается совершенно абсурдная картина, её дополняет музыка. Композитор Евгений Серзин с точностью смог передать настроение, присущее произведениям Хармса. Лиричная, плавная музыка погружает зрителя в сказочное пространство, где органично сочетаются реальное и выдуманное, люди и куклы.

Исполнителя заглавной роли Александра Шишкина хорошо знают юные зрители Екатеринбургского театра кукол. Можно сказать, что он до этого блестяще освоил роли сказочных простачков, но нет ничего хуже для амбициозного актёра, чем оказаться заложником одного, пусть даже и популярного у публики, образа. Благодаря «Хармсу» мы увидели, что Шишкин – актёр гораздо более глубокий, готовый исполнять сложные драматические роли. В каких-то эпизодах недавний озорной эксцентрик раскрывает своего героя одним пронзительным взглядом, говорящим всё больше, чем любые слова. Любопытная деталь: специально для этой роли Александр Шишкин расстался со своей великолепной шевелюрой. Поклонницы постарше наверняка огорчились, но игра стоила свеч. В одной из самых сильных сцен спектакля Шишкин, вообще-то не слишком похожий на Хармса, вдруг обнаруживает буквально портретное сходство с главным героем.

Один из основных символов спектакля – голубая тетрадь Хармса, которую он даёт одному из героев – мальчику Серёже, чтобы тот записывал всё, что приходит ему в голову: «Каждый день раскрывай эту тетрадку и вписывай сюда не менее полстраницы. Если нечего записать, то запиши хотя бы по совету Гоголя, что сегодня ничего не пишется». Но именно так и рождаются фантазии.

Творчество Хармса – это и есть полёт фантазии, позволяющий увидеть чудеса в повседневной жизни. Для кого-то он останется непонятным, странным, нелепым, но, чтобы понять писателя, надо почувствовать себя ребёнком, для которого мир – одновременно непонятный и простой. Это к вопросу о том, какова возрастная аудитория спектакля «Хармс». Он сделан теми, кто умеет почувствовать себя ребёнком, и для тех, кто в любом возрасте тоже обладает этим уникальным даром.

Спектакль готов. Его премьера состоится сразу же после того, как будут сняты ограничения на проведение культурных мероприятий.

Фото: Павел Ворожцов

https://www.oblgazeta.ru/culture/theatre/112852/

К списку публикаций