КАРТОН ВМЕСТО СПЕЦЭФФЕКТОВ

22
Сентябрь

О спектакле «Был бы у меня дракон» Театра кукол «Картонка»
Еще один участник фестиваля «Петрушка Великий» – театр «Картонка» из Минска, создающий спектакли в стилистике домашнего бумажного театра. Что такое бумажный театр? В сущности – небольшой стол в качестве сцены и несколько картонок. Картонные декорации, картонные персонажи, даже спецэффекты – и те картонные. Такой театр в наш век цифровых технологий может показать слишком уж незатейливым. Но, возможно, именно такой и нужен современным детям, которых зачастую не оторвать от экранов гаджетов.
Была ли в вашем детстве замечательная книга сказок английских писателей «Забытый день рождения»? Если была, вы сразу ее вспомните: на обложке красуется дружелюбный дракон, из пасти которого вырывается огонек пламени, в одной лапе зажат букетик цветов, в другой – небольшой чайник. Под обложкой – произведения Эдварда Лира, Элинор Фарджон, Энн Хогарт, Мэтью Барри, Джона Толкина и Дональда Биссета. Их истории, повести и сказки – это сгусток доброты и волшебства, какие найдешь далеко не в каждой детской книжке. По мотивам сказок последнего из перечисленных нами авторов и создан спектакль «Был бы у меня дракон» театра «Картонка». И смотря эту постановку, сразу же чувствуешь неповторимую атмосферу произведений Биссета, которую актеры бережно доносят до маленького зрителя.
Спектакль «Был бы у меня дракон» пропитан любовью к бумажному театру, к детям, к жанру сказки, как хороший пирог – сиропом. Историю о девочке Сьюзи, которую все кругом обижали, пока благодаря волшебному дереву у нее не появился самый настоящий дракон, рассказывают две актрисы. Зоя Кенько и Светлана Залесская-Бень (она же – режиссер спектакля, а, кроме того, солистка кабаре-бэнда «Серебряная свадьба») – девушки с забавными прическами, в джинсовых костюмчиках – и с большими ясными глазами. Они замечательно управляются со своим картонным миром, полностью погружаясь в сказку, становясь ее неотъемлемой частью. Даже особенности манеры речи актрис – и те придают спектаклю особый, неповторимый шарм. Это отнюдь не сюсюканье – напротив, актрисы настолько искренни, что не возникает сомнений в том, что они и сами верят в свою сказку. Они увлекаются ей, как дети – игрой, и дети в зале наверняка немножко завидуют, что не в их руках оказался картонный дракон, не они озвучивают маленькую девочку Сьюзи, не они вешают крошечные флажки на городской площади…
В руках актрис оживают забавные персонажи, словно нарисованные ребенком (художник спектакля – Антонина Слободчикова): девочка Сьюзи с глазками-точками и рыжими хвостиками; зеленый дракон с чуточку безумными глазами и совсем не страшными зубами; добродушная бабушка в круглых очках и почтенным седым пучком на макушке; страшный, с черными усами и в полосатом пиджаке, мистер Смит. Мир, окружающий героев, тоже выглядит, как детская аппликация: на картонные домики вразнобой наклеены разноцветные двери и окошки, вырезки из газет и журналов. Однако весь спектакль дети не сводят глаз с происходящего. Только подумать: вот так, из картона, бумаги и карандаша можно создать самую настоящую сказку! Это почудеснее, чем нажать на экране гаджета кнопку play и смотреть на очередные приключения «Смешариков», пока взрослые занимаются важными делами. Взрослые, между тем, тоже забывают о своей серьезной жизни и искренне хохочут, глядя, как из пасти картонного дракона вырывается картонное же пламя, а герои сказки благодаря игре света перемещаются на Луну и обратно.
В одном из интервью Светлана Бень призналась, что не любит в сказках «воспитательные выводы». В «Был бы у меня дракон» некая мораль все же присутствует (разрушивший город дракон понимает, что поступил не очень-то хорошо, и герои возвращают все на круги своя, попутно превращая злодеев в добряков), однако она – совсем не главное. Главное – это открытие: чудо можно сделать из чего угодно, даже из обычной картонки. Театр «Картонка» — тоже чудо, и волшебным образом это чудо завораживает зрителей по всему миру: прихватив картонки и музыкальные инструменты, спектакли театра активно гастролируют, в любой точке земного шара неизменно приводя в восторг и малышей, и взрослых.
Наверное, все потому, что чудо в наше время – это не спецэффект в фильме про супергероев. Спецэффекты – как раз обыденность: мы видим их чаще, чем улыбку незнакомца, слышим героические саундтреки чаще, чем вежливое обращение прохожих, пожалеем мультяшного героя на экране скорее, чем поможем бездомному котенку. И оттого, выходя из театра кукол, чувствуешь ужасающий контраст: только что ты был в мире тепла и доброты – а затем вышел на улицу и сразу же столкнулся с грубостью, хамством и равнодушием. Безусловно, так происходит не всегда. Однако в последнее время это ощущение особенно остро – быть может, именно из-за фестиваля «Петрушка Великий», который привез в Екатеринбург такие спектакли, как «Был бы у меня дракон». Спектакли, поставленные для детей, но которые мы настойчиво рекомендовали бы взрослым.

Источник: http://культура.екатеринбург.рф/articles/673/i247313/
 

К списку публикаций